2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Этот день установлен Генеральной Ассамблеей ООН с 2007 года.
Аутизм – это нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизм проявляется у детей независимо от их пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью – от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко с проявлением деструктивности (агрессия, самоповреждение, крики).
Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека. Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.
В Беларуси дети с аутизмом могут посещать интегрированные группы в детских дошкольных учреждениях и обучаться в интегрированных классах в школах. Для семей, воспитывающих детей с аутизмом, предусмотрены услуги специалистов узкого профиля в Центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (министерство образования), центрах/кабинетах раннего вмешательства (министерство здравоохранения).
Одним из образовательных учреждений г. Минска, в котором обучают детей с аутизмом, является ГУО «Специальная общеобразовательная школа №18 г.Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи».
С 1 сентября 2013 года открыт Ресурсный центр по оказанию комплексной помощи детям с аутистическими нарушениями ГУО «Средняя школа №5 г. Минска». Основная цель открытия данного ресурсного центра – это распространение эффективного педагогического опыта работы, направленного на решение приоритетных задач развития системы специального образования и оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Деятельность центра направлена на создание инклюзивной образовательной среды.
Кроме всего, в Беларуси проводят свою деятельность родительские объединения и общественные организации, оказывающие поддержку семьям, в которых живут дети и молодые люди с аутизмом.
Информация
Согласно статистике на сегодня 1 из 80 детей имеет различные особенности из аутистического спектра. Это усредненная оценка, которая существенно варьируется в разных исследованиях. Причины Расстройства аутистического спектра (РАС) до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.
За последнее время в мире выросла осведомленность об аутизме.
Приняв в 2015 году Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года, международное сообщество подтвердило свою приверженность инклюзивному, доступному и устойчивому развитию. Дети с диагнозом аутизма или без него – это, прежде всего, дети. Они нуждаются во внимании, заботе, общественной поддержке и создании условий для развития своих способностей и качественной жизни.